Помощь в трудной ситуации
В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761) отмечено, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.
В профессиональном стандарте педагог указано на функцию «Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся, среди которых и социально-уязвимые дети.
- одаренные дети,
- социально уязвимые дети,
- дети, попавшие в трудные жизненные ситуации,
- дети-мигранты,
- дети-сироты,
- дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.),
- дети с ограниченными возможностями здоровья,
- дети с девиациями поведения, дети с зависимостью»
Кого же относят к социально уязвимым детям?
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" дает нам разъяснения:
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
- дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети-жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением…; проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи
Факторы социального риска, прежде всего, отрицательно сказываются на репродуктивных функциях семьи, то есть на способности семьи воспитать здоровых в физическом и психосоциальном плане детей.
К факторам социального риска, отрицательно сказывающимися на репродуктивных функциях семьи, можно отнести следующие:
Социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия. Парадоксом времени является то, что и сверхвысокие доходы «новых русских» также являются фактором риска в воспитании детей.
Медико-социальные факторы: экологически неблагоприятные условия, инвалидность либо хронические заболевания родителей, других членов семьи, вредные условия работы родителей, и особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами.
Социально-демографические факторы: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними либо с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми.
Социально-психологические и психолого-педагогическими факторы: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями.
Работа по ранней диагностике и сохранению ребенка в кризисной семье – одно из самых приоритетных направлений в работе. Ежегодно с началом учебного года проводится работа по выявлению детей из социально- неблагополучных семей.
От инспектора ОДН, специалистов отдела опеки, врача педиатра закрепленного за школой, получаем информацию по данному вопросу.
В школе проводится работа по составлению социального паспорта. Классные руководители изучают категорию семей и изменения, произошедшие за истекший период. Проводится мониторинг социально-психолого-медицинских проблем.В первых классах традиционно проходится игры на знакомство. Дети отвечают на одинаковые вопросы дающие понять о жизни ребенка в своей семье. Опасения могут вызвать, например такие ответы: 10 кошек, мечта о торте, а также неопрятный вид. На все это учителю необходимо обращать внимание. На родительских собраниях, лекториях проходят беседы, которые проводит социальный педагог, психолог. Проговариваются вопросы, звучат просьбы - сигнализировать о негативных изменениях, происходящих в семьях, сообщать о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также нарушениях прав и интересов ребенка.
После выявления такие семьи рассматриваются на вопрос неблагополучия.
Главный вопрос, станет ли семья нести угрозу ребенку? Или это семья с низким качеством детско-родительских отношений. Наша задача за один год активной работы семья должна стать социально- адаптированной. На ранних стадиях это действительно возможно. Для каждой семьи разрабатывается индивидуальный план, который содержит в себе несколько этапов. С родителями оговариваются конкретные сроки устройства на работу, Ликвидация антисанитарии, оформление пособий, пенсий и т.д. В нашей школе работает социально-психолого-редагогическая служба, в составе которой два социальных педагога, психолог. Специалисты с большим опытом работы, любящие свое дело.
В данном направлении социально-психолого-педагогической службой проводится следующая работа:
- Контроль за обучением и посещением учебных занятий, участие в коллективно-творческой деятельности;
- Организация помощи в учебе неуспевающим учащимся;
- Проводятся консультации: педагогическая, медицинская, психологическая, юридическая;
- Оказание социальной помощи;
- Содействие в устройстве и контроль занятости ребенка в кружках, секциях;
- Каникулярная занятость учащихся в первую очередь из семей находящихся в социально-опасном положении, в трудной жизненной ситуации находится под особым контролем;
- Организация работы по учету детей на микроучастке школы;
- Учет и контроль устройства выбывших, прибывших учащихся;
- Проведение тематических родительских собраний;
- Проведение дня правовой помощи;
- Акция телефон доверия;
Это способствует повышению профессиональной грамотности, формирование навыков проектирования своей деятельности, развитие социальной ответственности и мотивации к своей деятельности.
В ходе проведения системной работы выявляются семьи, которые подлежат контролю задолго до прихода в школу, а придя к нам мы, готовы окружить заботой, вниманием и защитой наших детей.