Помощь в трудной ситуации

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761) отмечено, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.

В профессиональном стандарте педагог указано на функцию «Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся, среди которых и социально-уязвимые дети.

  • одаренные дети,
  • социально уязвимые дети,
  • дети, попавшие в трудные жизненные ситуации,
  • дети-мигранты,
  • дети-сироты,
  • дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.),
  • дети с ограниченными возможностями здоровья,
  • дети с девиациями поведения, дети с зависимостью»

Кого же относят к социально уязвимым детям?

Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" дает нам разъяснения:

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: 

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети-инвалиды;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
  • дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • дети-жертвы насилия;
  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
  • дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением…; проживающие в малоимущих семьях;
  • дети с отклонениями в поведении;
  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи

Факторы социального риска, прежде всего, отрицательно сказываются на репродуктивных функциях семьи, то есть на способности семьи воспитать здоровых в физическом и психосоциальном плане детей.

К факторам социального риска, отрицательно сказывающимися на репродуктивных функциях семьи, можно отнести следующие:

Социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия. Парадоксом времени является то, что и сверхвысокие доходы «новых русских» также являются фактором риска в воспитании детей.

Медико-социальные факторы: экологически неблагоприятные условия, инвалидность либо хронические заболевания родителей, других членов семьи, вредные условия работы родителей, и особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами.

Социально-демографические факторы: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними либо с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми.

Социально-психологические и психолого-педагогическими факторы: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями.

Работа по ранней диагностике и сохранению  ребенка в кризисной  семье – одно из самых приоритетных направлений в работе. Ежегодно  с началом учебного года проводится работа по выявлению детей из социально- неблагополучных семей.

    От инспектора ОДН, специалистов отдела опеки,  врача педиатра  закрепленного за школой, получаем информацию  по данному вопросу.

В школе проводится работа по составлению социального паспорта. Классные руководители изучают  категорию семей и  изменения, произошедшие  за истекший период.  Проводится  мониторинг социально-психолого-медицинских проблем.В  первых  классах традиционно проходится    игры на   знакомство.  Дети отвечают на одинаковые вопросы  дающие понять о жизни ребенка в своей семье. Опасения могут вызвать,  например такие ответы: 10 кошек, мечта о торте,  а также  неопрятный вид. На все это учителю  необходимо обращать внимание. На родительских собраниях, лекториях   проходят  беседы,  которые проводит  социальный педагог, психолог.  Проговариваются  вопросы, звучат просьбы - сигнализировать о негативных изменениях, происходящих в семьях, сообщать о детях,   попавших в трудную жизненную ситуацию, а также нарушениях прав и интересов ребенка.    

     После выявления  такие семьи рассматриваются на вопрос неблагополучия.

 Главный вопрос, станет ли семья нести угрозу ребенку?  Или это  семья с низким качеством детско-родительских отношений. Наша  задача за один год активной  работы  семья должна стать социально- адаптированной. На ранних стадиях это действительно  возможно. Для каждой семьи разрабатывается индивидуальный план, который содержит в себе несколько этапов. С родителями оговариваются конкретные сроки устройства на работу, Ликвидация антисанитарии, оформление пособий, пенсий и т.д. В нашей школе работает социально-психолого-редагогическая служба, в составе которой два социальных педагога, психолог. Специалисты с большим опытом работы, любящие свое дело.

   В данном направлении  социально-психолого-педагогической службой  проводится следующая работа:

  • Контроль за обучением и посещением учебных занятий,  участие в коллективно-творческой деятельности;
  •  Организация помощи в учебе неуспевающим учащимся;
  • Проводятся консультации: педагогическая, медицинская, психологическая, юридическая;
  • Оказание социальной помощи;
  • Содействие в устройстве и контроль занятости ребенка в кружках, секциях;
  • Каникулярная занятость учащихся в первую очередь  из  семей находящихся в социально-опасном положении, в трудной жизненной ситуации находится под особым контролем;
  • Организация работы по учету детей  на микроучастке школы;
  • Учет и контроль устройства выбывших, прибывших учащихся;
  • Проведение тематических родительских собраний;
  • Проведение дня правовой помощи;
  • Акция телефон доверия; 

    Это способствует повышению профессиональной грамотности, формирование навыков проектирования своей деятельности, развитие социальной ответственности и мотивации к своей деятельности.

       В ходе проведения системной  работы выявляются семьи, которые подлежат контролю задолго до прихода в школу, а придя к нам мы, готовы окружить заботой, вниманием и защитой наших детей.

Психологическую помощь можно получить по единому телефону доверия: 8 800 333-44-34 Звонки бесплатны по всей России

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie